PDG посчитал рекламный рынок Санкт-Петербурга
13 апреля 2015
Северо-Западное представительство АКАР составило прогноз для рекламного рынка Санкт-Петербурга на 2015 год и подсчитало рост рынка ATL-рекламы в 2014 году. Объем за минувший год составил порядка 24,4 млрд рублей, то есть по сравнению с 2013 годом вырос на 8%. Единственный сектор, показавший существенный рост, был Интернет.
Основные сегменты рекламного рынка Петербурга (ТВ, пресса, радио, наружная реклама) по итогам 2014 года показали рост в 4%, что соответствует общероссийским результатам. Правда есть и свои особенности. Так рынок печатных СМИ в городе просел всего на 3%, тогда как в целом по России уровень падения составил 11%. Эксперты АКАР объясняют это разницей в принципах подсчета между городами России и Санкт-Петербургом, а так же тем, что пик сокращения рекламных бюджетов в этом сегменте в Северной Столице пришелся на 2013 год.
Подробнее ситуацию с замерами экспертам рассказал Андрей Волков, генеральный директор РА «Гранд Медиа Сервис»:
«Подсчет рекламы в Петербурге отличается от других регионов в России. Здесь ЦИ «ГОРТИС2 замеряет всю вышедшую рекламу, а при замере в других городах «мелкоформатная» реклама не замеряется. Это в значительной мере искажает картину, так как для рынка печатных изданий характерна тенденция сокращения «крупноформатной» рекламы и увеличение доли «мелкоформатной».
Главной особенностью петербургского рынка рекламы эксперты считают быструю реакцию на первые изменения в экономической ситуации в стране в целом и привязкой к московскому рынку в частности. Это можно отследить и по ситуации с ТВ-рекламой. Так в регионах виден рост ее объемов, а в Санкт-Петербурге пусть и не значительное, но падение.
Пожалуй, единственным сегментом, показавшим хороший результат в Петербурге по итогам 2014 года стала интернет-реклама. Ее объемы выросли на 35%, то есть в прошлом году игроки рынка заработали порядка 9 млрд рублей. Плюс 20% показала медийная реклама, плюс 40% - контекстная. Также были учтены объемы SMM и PR - плюс 5%. В остальных сегментах, начиная с Research Analytics и заканчивая SEO, отмечено падение объемов.
Секрет результата объяснил Андрей Добрый, руководитель Интернет-издательства PDG:
«Во-первых, рост объясняется проблемами в других медиаканалах, прежде всего в наружной рекламе и ТВ, в результате чего произошло перетекание бюджетов. Второй фактор - и без того ведущая по рекламным бюджетам во всех медиа недвижимость в Петербурге особенно активна в Интернете. Третий фактор - окончательный уход в Интернет небольших игроков непродуктового ритейла, то есть тех компаний, которые скрупулезно считают продажи на каждый вложенный рубль. За счет них выросло присутствие в социальных сетях, а также "е-коммерс" и объем контекстной рекламы».
Прогноз роста рынка интернет-рекламы на 2015 год по мнению экспертов - не более 4%. Свой пессимизм они объясняют сложной экономической ситуацией в России, а также рядом специфичных для Интернета моментов – скорость проникновения в целом замедляется, да и сегмент контекстной рекламы перегрет.
Самые большие потери в Санкт-Петербурге по итогам 2014 года показала наружная реклама – минус 8%. Основная причина – проблемы правового характера. Начиная с 2013 года игроков рынка преследуют проблемы, связанные с «нелегальным» положением конструкций наружной рекламы в городе. Из–за медлительности чиновников outdoor–операторы оказались практически вне закона – отсутствие схемы размещения объектов наружной рекламы, торгов и договоров привело к демонтажу части конструкций. А в 2014 году масло в огонь подлили федеральные власти – возникла острая необходимость соблюдать ГОСТы по размещению наружной рекламы. Вот только федеральное руководство не учло, что если «делать по правилам» - сегмент встанет на грань исчезновения, ведь в городе останется не больше двухсот рекламоносителей. В сухом остатке крайне не утешительный прогноз экспертов СЗ АКАР - в 2015 году рынок наружной рекламы в Петербурге ждет еще больший провал. Только из-за сохраняющейся напряженной ситуации с правовым статусом, этот сегмент может потерять 25-35%. И это не считая влияния экономического кризиса.
По мнению участников встречи, на итоговые сборы в 2014 г. главным образом повлияла ситуация, в которой оказалась страна в результате геополитического конфликта и экономического кризиса. Общий прогноз по рекламному рынку Санкт-Петербурга на 2015 год – падение. Шансы сохранить показатели минувшего года есть лишь у радио и транзитной рекламы, а показать рост – у интернета. Большие надежды эксперты СЗ АКАР возлагают но возможный возврат в рекламу (в отдельных сегментах) рецептурных препаратов, алкоголя и табака.